«Дети, сегодня мы будем готовить пирог! Сначала каждый испечет свой, маленький, а потом все вместе будем делать большой семейный торт». Вы когда-нибудь предлагали малышам заняться вместе с вами кухонными хлопотами? Попробуйте это сделать! С одной стороны, это игра, а с другой - приготовление настоящей еды наполнено для малышей большим смыслом.
Можно смело сказать, что для 2-3-летних детей участие в приготовлении пирогов, тортов, пицц - самый настоящий праздник. А также захватывающая, развивающая и повышающая настроение игра. Или даже не игра, а возможность проявить собственное «я» и одновременно научиться чему-то новому, покорить новую высоту... Потому что период, когда детям становится интересно готовить пироги, обычно следует за играми с водой и лепкой из глины или пластилина.
Не просто пирог
Малыши обожают переливать, пересыпать, месить, лепить и просто возиться. Делая тесто, они могут заняться всем этим одновременно, а кроме того, получить потом настоящий результат своей работы - вкусный и сладкий пирог.
На кухне дети могут познакомиться с новыми для них цветами, сравнить белизну муки и молока, отличить ее от немного желтоватого сахара, насладиться запахом ванили или корицы, и, что еще приятнее, они могут все это попробовать: и муку, и яйца, взбитые с сахаром, и сырое тесто. Для этого нужно всего лишь окунуть в миску маленький пальчик... На следующей стадии приготовления пирога происходит знакомство с формой, которую можно менять по своему усмотрению. Можно постараться сделать так же, как у мамы, а можно изобрести «новый» круг или квадрат.
Последите за тем, как меняются дети, занятые кулинарным творчеством. Оно, кстати, вполне может быть совместным. Например, старший брат укладывает в форму тесто, которое только что приготовила его младшая сестренка. Откуда берется столько настойчивости и прилежания, когда малыш старается раскатать тесто, которое клеится к скалке? А брови, сдвинутые домиком, и сосредоточенность во время борьбы с неподатливой начинкой?
Они готовят по-настоящему
Потому что это очень серьезная игра, почти торжественная церемония. И готовиться к ней нужно со всей ответственностью. Сначала надеваем фартучек, распределяем роли и занимаем места, затем устанавливаем всевозможные орудия производства и достаем из холодильника и шкафа нужные продукты. Для пущей важности можно посоветовать детям надеть поварские колпаки, сделанные из картона или ткани.
Когда вы предложите ребенку заняться приготовлением пирога, который потом можно попробовать, даже самый непоседливый согласится принять в этом участие, ведь речь идет не об игре-имитации: он не будет играть в обед, он будет действительно его готовить! И даже если для начала вы предложите ему отдельные продукты для его личного тортика, очень важно научить его делать все то, что делают во время готовки взрослые.
Подводные камни
Конечно, у каждого дела есть свои не очень приятные стороны. В нашем случае речь идет о том, что мука и тесто будут везде и повсюду. На стульях, стенах, дверных ручках, на проходящей мимо собаке и на всей одежде маленького поваренка. Но это же не специально! Скорее всего, малышам никогда не придет в голову поиграть с комком теста, как с мячиком. Обычно все это происходит из-за неловкости в движениях, неусидчивости и неумения быть аккуратным. Кто может поспорить с тем, что двухлетний ребенок еще не всегда может координировать все свои движения? Для трехлетних малышей это совсем не просто - замесить тесто и не расплескать его, наполнить миску мукой и не запорошить ею стол! Но маленькие происшествия могут стать частью игры. Смиритесь с ними!
С другой стороны, вы можете немного уменьшить «потери». Например, если ребенку еще не исполнилось двух лет, предложите ему помять и раскатать небольшой кусочек теста. Лишь трех-четырехлетним можно доверить выполнить весь «церемониал» от начала до конца. Но лучше сначала отвести каждому свою отдельную миску, чтобы малыш делал свой пирожок, пока вы будете заниматься большим тортом для всей семьи. Это поможет избежать проблем с дискуссиями на тему, какой начинкой нужно наполнить пирог, какой крем выбрать, шоколадный или сливочный. Можно начать с того, чтобы попросить ребенка поработать младшим помощником: передавать маме (главному повару) продукты или взбивать яйца. Но, внимание! Обычно дети очень быстро запоминают последовательность операций, и, возможно, к 4 годам малыша главному повару придется выполнять роль младшего помощника...
Не забудьте также уладить все гигиенические вопросы. Готовить обед или печь пироги могут только те, кто уже научился не чихать и не кашлять прямо в миску, где лежит тесто. На завершающем этапе выпечки пирога вам отводится самая важная и ответственная роль. Вы должны проследить за тем, чтобы пирог вовремя покинул духовку. Иначе ребенок расстроится из-за того, что ничего не получилось, или получилось не так, как ему хотелось. Вероятно, нет смысла говорить о том, что появление пирога из духовки - один из самых ярких и запоминающихся моментов во всей кухонной игре. Малыш должен увидеть результат своих стараний!
Вкусная учеба
Во время приготовления еды постарайтесь завязать с ребенком неторопливую беседу. Задавайте ему самые простые и разнообразные вопросы: «Как это называется? Какого это цвета?» Отвечая, малыш запомнит много новых слов. Также можно познакомить его с понятиями веса и объема. Научите его определять размеры, например, попросив раскатать тесто так, чтобы оно не свешивалось с противня или не вываливалось из формы.
Можно еще раз вспомнить о правилах гигиены (перед началом работы нужно помыть руки), о чистоте и порядке (после приготовления пирога все предметы должны вернуться на свои места в шкафу, а посуда и стол должны стать снова чистыми).