В возрасте от двух до семи лет с ребенком происходит еще много важных событий. Наиважнейшее из них - развитие физических органов, включая мозг. Внутренние органы только к семи годам приобретают окончательную форму, в которой они будут расти и развиваться дальше.
Общее развитие ребенка должно происходить таким образом, чтобы он мог соответствовать требованиям, необходимым для поступления в школу. То есть ребенок должен быть здоров физически, хорошо воспринимать цвет, иметь хорошую координацию движений, представления о простых понятиях и настолько развитое сознание, чтобы быть способным к восприятию сообщаемых ему знаний.
Игрушки, как минимум, не должны мешать этому развитию. Взрослые должны отчетливо понимать, что развитие физических органов зависит от физического окружения ребенка, а ближайшим окружением у детей являются игрушки. Если игрушки сделаны из природных материалов, то они воздействуют на все органы ребенка, активизируя работу мозга. Когда руки ребенка касаются игрушки из искусственного материала, то на привыкание к ней, «оживление» тратятся жизненные силы ребенка.
Цвет игрушки, оттенки цвета влияют на зрение. Городские дети растут в условиях, когда зрение лишено тренировки далью. Тем большее значение приобретает цвет обстановки, окружающей ребенка. Дети очень хорошо воспринимают четыре цвета: огненно-красный, солнечно-желтый, изумрудно-зеленый и небесно-синий, но не их пеструю смесь. Доводы типа: «Дети любят яркие пестрые цвета», - неосновательны. У ребенка есть потребность в цвете... и мотылек летит на огонь. Задача взрослых не усугублять искушение цветом, а, исходя из 5 своего сознания и понимания происходящего, удовлетворять детскую потребность в цвете, стараясь окружить ребенка естественными, природными цветами.
Игрушка воздействует не только на физическое, но и на духовное, интеллектуальное развитие. Все родители мечтают увидеть своего малыша в зрелом возрасте здоровым, умным, счастливым, преуспевающим... Этот перечень можно продолжать долго. В обществе сложилось мнение, что всего этого можно достигнуть, развивая ребенка, в первую очередь обучая его ранней сознательной деятельности, используя для этого и игрушки. В качестве развивающих игрушек выступают конструкторы и игры, которые помогают ребенку как можно раньше научиться читать, считать и писать.
Не думаю, что родители считают это действительной гарантией развития ребенка. Трудно остаться не умеющим читать и считать, когда все вокруг читают и считают. Так может быть, это время потратить на развитие других качеств и навыков у малыша? Навыков, которые могут стать основой побудительных мотивов для понимания законов природы и развития человека.
Эти навыки и качества относятся к чувственной сфере, в которую почти полностью погружен ребенок дошкольного возраста. Чувство ритма, вкус слова, чувство прикосновения, чувство цвета, ощущение взаимосвязи происходящего вокруг - все это искусственно сокращается за счет внедрения в чувственную сферу ребенка преждевременной рассудочной деятельности, такой как чтение, счет, письмо и тому подобное.
Во взрослом мире достаточно специфично относятся к чувственной, ощущающей сфере человека, считая ее принадлежностью людей искусства. Между тем, каждый взрослый может вспомнить, что решение каких бы то ни было проблем всегда происходит после напряженной мыслительной работы, но всегда в виде озарения. И только потом заботливая логика выстраивает мостик между условием жизненной задачи и ее решением, как бы контролируя правильность проделанной работы.
То есть активное мышление вместе с развитым воображением рождают новые понятия о мире. Но если мышление как сознательную деятельность человек совершенствует всю жизнь, сталкиваясь с различными жизненными ситуациями, то воображение, не развитое в раннем возрасте, будет постоянно ослабевать именно под воздействием тех же самых жизненных ситуаций.
И если взрослые хотят подобрать для ребенка игрушки, то в первую очередь надо выбирать такие, которые развивают чувственную сферу, сферу, которая и так по мере взросления малыша естественным образом уходит на задний план под натиском все более развивающегося сознания.
Детская игрушка наравне с детскими играми и фольклором является одним из феноменов детства. То есть она существует помимо воли и желания взрослых, отражая тем самым потребность детской души. Спрячьте от ребенка все игрушки, и у него включится воображение. Он будет мастерить из всего, что попадется под руку.
Эта потребность имеет две существенные особенности: наиболее ярко потребность в игрушках проявляется в довольно небольшом возрастном периоде, как правило, от двух до семи лет; эту потребность в нынешних условиях удовлетворяют взрослые, а не сами дети.
Последнее обстоятельство сегодня обернулось серьезным испытанием для детей, которое выдерживают немногие. Взрослые отвечают на детскую потребность из своего, пронизанного материалистическим сознанием, мира - имеют свои требования к игрушкам.
Воспитатели детских садов хотят, чтобы игрушка соответствовала официальным программам воспитания детей, была бы по возможности групповой и хорошо дезинфицировалась. Родители покупают такие игрушки, чтобы они были не хуже, чем у знакомых, были бы, с их точки зрения, развивающими и настолько затейливыми, чтобы как можно дольше удерживали возле себя ребенка, освободив время для взрослых.
Производители и продавцы игрушек стараются удовлетворить все требования тех, кто платит за игрушки, то есть взрослых. Результатом такого сотрудничества взрослых стало повсеместное распространение ярких пластмассовых игрушек. Иногда таких затейливых форм, которые просто мешают ребенку формировать правильное понятие о мире.
Так что же это за потребность, которую мы, взрослые, призваны удовлетворить? Невозможно себе представить, что это потребность в забаве. Это, должно быть, нечто такое, что совершенно необходимо человеку для дальнейшей жизни и что можно с максимальной эффективностью получить именно в возрасте от 2-х до 7 лет, когда восприятие мира является скорее чувственным, чем сознательным. И для чего все-таки необходимы игрушки?
Оказывается, для развития воображения. Воображения, которое, основываясь на реальном, помогает найти связь известного с неизвестным и сформировать понятия о мире. Но не каждая игрушка развивает воображение. Если она сделана очень детально и является точной копией предмета или живого существа из взрослого мира, что обычно весьма умиляет родителей, такая игрушка будет шорами на воображении ребенка. Зачем воображать, если указаны и подчеркнуты все мельчайшие детали? Если форма игрушки очень затейлива и «прикольна», то это наверняка вызовет трудности при формировании правильных понятий уже у взрослого человека (после 21-го года жизни), связанных с жизненным образом такой игрушки.
Например, если это лошадка, собранная из простых геометрических форм, то потом человеку трудно будет всем своим существом понять, что лошадь — первый помощник человека и сыграла в развитии цивилизации немалую роль. Или это будет образ разухабистой мультяшной коняги, так и зовущей к «приколам», то трудно будет понять, что не только лошадь помогает человеку, но и уход за трудящимся животным требует большого труда от людей.