Представьте, что ваш ребенок плохо себя ведет. Не слушается, капризничает, обижается. Такое иногда встречается - даже с нашими чудесными детьми. И вам, конечно, это не нравится. Вы понимаете, нужно что-то делать.
Какой вопрос вы задаете себе, столкнувшись с плохим поведением ребенка? Типичная реакция многих родителей - что мне нужно сделать, чтобы этого не повторилось. Как отучить, как запретить, как наказать, как исправить? Похоже? А теперь внимание! Правильный вопрос - что нужно моему ребенку?
Наши поступки всегда имеют причину. А причины - внутренние мотивы и потребности, без них мы бы и с дивана не вставали. Но не получается. Возникает потребность, дефицит чего-то, нужда. Чем сильнее потребность, тем быстрее мы встаем с дивана, и начинаем действовать.
К, сожалению, наша активность далеко не всегда целенаправленна. Попросту говоря, мы не всегда знаем, как удовлетворить собственные потребности. Или знаем, но не хотим рисковать. Например, сколько раз вас поднимала с дивана глубинная неудовлетворенность жизнью. И куда вы направлялись? Правильно, к холодильнику, зажевать что-нибудь вкусненькое, и опять возвращались к дивану.
Или, скажем, нужно бы выяснить отношения с несправедливым начальником-тираном. Конечно, логичнее бы пойти непосредственно к нему, но проще, оказывается, дойти до ближайшего родственника, и выяснить, почему он и сам живет неправильно, и вам жизнь отравляет. Конечно, проблема с начальником не решится, но душу отведете. Что, в общем-то, и требовалось.
Иногда можно умудриться и не вставать с дивана. А, например, чтобы отвертеться от неприятного дела, просто не вставать и все. Заболеть. Таким способом вообще можно сразу удовлетворить много потребностей - в отдыхе, заботе близких, избегания ответственности и собственной значимости, наконец. Они меня обидели. Пусть теперь ужин готовят сами, а я не то что вставать, я разговаривать с ними не буду. Максимум результата, при минимуме энергозатрат.
Конечно, ни один из перечисленных способов нельзя отнести к разумным и целенаправленным. Но кто вам сказал, что наше поведение диктуется рациональностью и здравым смыслом? И это мы говорим о взрослых, умных людях, которые не раз действительно справлялись с проблемой, находили способы преодоления, способы выстраивать причинно следственные связи.
И то, видите, что происходит - детский сад какой-то. Вот-вот, мы, вполне обоснованно, называем нелогичное, неконструктивное поведение детским, инфантильным. Ведь в детстве мы еще не способны осознать свои трудности и найти правильные способы их преодоления.
Тревожась, например, о маминой любви можем быть очень послушными, а можем разбить ее любимую вазу. Странный способ, чтобы заявить о своей потребности любви? Да нет, обычный, детский, да и почему, собственно, детский - человеческий. Например, одна женщина разбила любимую машину мужа, усомнившись в его любви.
Так что подождите с дисциплинарными мерами. Ответьте сначала на вопрос - что нужно моему ребенку?